ВНИМАНИЕ! Материалы на сайте авторские и предназначены для частного использования. СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ копирование, переработка и размещение ФОТОГРАФИЙ и ТЕКСТОВ данного сайта на других ресурсах без письменного разрешения автора (в соответствии с законодательством об авторских и смежных правах). Лучше поделитесь ссылкой на понравившийся материал или добавьте его в закладки.

Занятия и поделки по русским народным сказкам

Немного о русских народных сказках. Развивающие занятия и поделки по русским народным сказкам.

О русских народных сказках

"Курочку Рябу", "Репку", "Теремок", "Колобок" мы все знаем с детства. На этих сказках росли мы, наши родители, бабушки с дедушками и т.д. Русские народные сказки - это самые первые сказки в жизни любого малыша в нашей стране.

Вряд ли кому-то нужно доказывать их пользу для развития детей. Они являются основой всего. Написаны простым понятным языком, очень поэтичные, добрые и ласковые (герои часто называются уменьшительно-ласкательными именами: Аленушка, Иванушка, курочка, петушок, лисичка и т.д.).

С помощью сказок наши предки передавали от поколения к поколению свои традиции, систему ценностей, верования, мудрость, знания о  жизни и ее законах, об окружающем мире, учили заботиться о природе, всех живых существах, учили упорству в преодолении трудностей, трудолюбию, состраданию и другим полезным качествам.

Сказки - это метод воспитания и обучения детей. Русские народные сказки учат добру. Все положительные герои, живущие в гармонии с законами природы, в итоге бывают вознаграждены.

Есть сказки, которые учат детей послушанию и основам безопасности: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Сейчас в некоторых книгах печатают укороченные и упрощенные варианты сказок. Почему их не стоит читать ребенку? Знаете такой анекдот:

- Слушал я "Битлз", не понравилось. Картавят, фальшивят, что только люди в них находят?
- Где же ты их слышал?
- А мне Мойша напел.

То же и с упрощенными сказками. К сожалению, многие сказки уже дошли до нас сильно измененными и укороченными.

Вообще слово "сказки" мы сейчас понимаем как то, чего не может быть, фантазию. Но в древности "сказы" - это то, что было записано со слов очевидцев, повествования о событиях, происходивших в прошлом. Самую важную сакральную информацию специально записывали образно, чтобы она не затерялась в веках, а передавалась другим поколениям. Со временем только посвященные стали владеть ключами к расшифровке этой информации.

Они доверяли хранить сказания народу, потому что народ передавал эти сказания без искажений, слово в слово. Люди понимали, что мудрость находится не только в общем смысле, а в каждом слове. Сказки несли в себе сильные акустические обереги, так как многие устоявшиеся речевые обороты были тщательно выверены веками и когда-то были частью заклинаний. Изменишь слова хоть немного - и потеряются особые мелодия и ритм, исчезнут древние образы.

"Сказка ложь, да в ней намек – кто познает, тем урок". Урок - это познание судьбы. А слово "ложь" в древности не было синонимом слова "неправда", а означало не всю правду, поверхностную информацию. Т.к. неправда - это то, что не принадлежит Миру Прави. Древние славяне считали, что мир состоял из трех миров: Яви (помните, что значит наяву?) Нави и Прави. Т.е. произошла подмена понятий, изменение азбуки и языка, а из-за этого в современном языке отсутствуют древние образы.

Почему не более знакомое нам с детства: "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок"? Дело в том, что древние славяне учили мудрости и добрых молодцев, и красных девиц, без разделения по половому признаку. Недаром во многих сказках главным богатством мужчины считается мудрая жена. А после принятия христианства на Руси людям стали внушать, что девочек учить вообще не надо: это сосуд дьявола, исчадие сатаны и т.д. И концовку фразы переделали. Сколько веков должно было пройти с тех пор, чтобы девочки тоже смогли получать образование!

В обзорной статье я уже давала ссылочку на статью о первоначальном смысле русских народных сказок, например, о смысле сказки "Колобок". "Репка" тоже была изменена - нарушена связь поколений, Рода, девочка осталась без родителей.

Это тоже было сделано, чтобы подогнать сказку под христианские символы, в данном случае цифру 7 (репка + 6 героев сказки - итого 7 персонажей). Поэтому героев сказки сократили с 9-ти (символичное для славян число, помните, например, тридевятое царство?) до 7-ми.

Символы в этой сказке:

  1. Дед – мудрость: посадил, вырастил.
  2. Бабка – традиции, хозяйственность.
  3. Отец – защита и опора.
  4. Мать – Любовь и забота.
  5. Внучка – потомство.
  6. Жучка – достаток в Роду (сохраняет и оберегает достаток).
  7. Кошка – благостная обстановка (потому что она чувствует различные энергии).
  8. Мышка – благосостояние в хозяйстве (т.е. в доме излишки пищи и пр., выражение: "мышь повесилась" означает голод, бедность).
  9. Репка – сокровенная мудрость, достояние Рода.

Почему убрали именно мать и отца, а не любых других персонажей? Потому что для христиан защитой, опорой и любовью должны быть церковь и Христос (источник: http://ved-a.ucoz.ru/index/skazy/0-288).

И тем не менее, даже в таком виде, сказки очень важны.

Не отказывайте ребенку, если он в очередной раз просит прочитать ему одну и ту же сказку. Если ребенок постоянно просит ее читать, значит, что-то в ней созвучно его переживаниям или, наоборот, вызывает восхищение, желание подражать. И он пытается с ее помощью разобраться с какими-то конфликтными ситуациями, своими страхами, найти подсказку, проигрывает какую-то ситуацию, чтобы понять, принять ее, выработать программу действий или помечтать, пофантазировать.

Русские народные сказки - это универсальная тема для творчества. Она подходит и малышам (например, слепить колобка из пластилина или из соленого теста им будет вполне по силам), и даже взрослым (вспомните красивейшие картины известных художников со сказочными сюжетами).

В. М. Васнецов говорил об этом:

«Я всегда был убежден, что… в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа — внутренний и внешний — с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Давайте и мы с Вами с помощью творчества побываем в волшебном мире древних образов русских народных сказок.

Тема для творчества в марте - "Русские народные сказки"Правила конкурса.

Развивающие занятия и поделки по русским народным сказкам
(работы участников конкурса)

Работ по этому заданию было чуть меньше, чем по прошлому. Зато какие они интересные, необычные и творческие!

1. Юля (Generabilis) создала для дочки Кати целый съедобный спектакль по сказке "Теремок". Декорации из блина, актеры из сыра и блинчика с творогом. От такого интересного и вкусного спектакля ни один ребенок не откажется:
edimskaty.blogspot.ru/2013/03/blog-post_14.html

2. Женя Ясная с Димой из того, что было под руками, организовали домашний театр по сказке "Лиса и заяц" ("Заюшкина избушка"). В очередной раз показав, что отсутствие героев пальчикового или настольного театра совсем не повод, чтобы отказаться от сказочного представления:
boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/03/domashnii-teatr-lisa-i-zayatz.html

3. Маша Костюченко с Дашей провели интересное насыщенное развивающее занятие по сказке "Лиса и дрозд": выкладывали изображения из конструкторов, лепили, считали, решали примеры, тренировали мелкую моторику, делали опыты с водой, повторяли эмоции, учились плести лапти и доить корову:
earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/skazki/tematicheskoe-zanyatie-lisa-i-drozd

4. Нина сделала для мамы Анастасии драгоценное колечко из фольги, совсем такое, как в сказке «Волшебное кольцо». А хранится оно на хвосте у красавицы-змейки из той же сказки:
anoyza.ru/?p=325

5. Zalena с Димой воплотили сразу две сказки: "Три медведя" и "Гуси-лебеди". Декорации получились яркие, красочные, они слеплены из глины (мне особенно печка понравилась, совсем как настоящая), и сделаны из картона. А героев к сказке "Гуси-лебеди" Дима нарисовал сам:
zalena80.livejournal.com/67049.html

6. Мария сделала для Лизы очень полезную и интересную игру "Теремок". Игра имеет несколько разных по уровню сложности вариантов, развивает внимание, мышление, логику,  счет, помогает закрепить понятия "справа", "слева", "сверху", "снизу":
manunae.ru/?p=2100

7. Женя Ясная и Дима играли в сказку "Вершки и корешки". Сеяли репу (аккуратно рисовали точки в клеточках), вырастили (нарисовали) и поделили (разрезали бумагу, чтобы вершки и корешки были друг от друга отдельно), сеяли, выращивали и делили рожь, и даже обмолотили. А для примирения с медведем сделали большую репу (аппликация из ценников):
boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/10/igraem-v-skazku-vershki-i-koreshki.html

Развивающее занятие по русским народным сказкам

8. Анастасия Сеничева с Катей играли в сказку "Репка". Для этого подошли готовые персонажи сказки "Колобок", а репку и недостающего персонажа - мышку - Анастасия и Катя сделали своими руками. Причем у запасливой мышки в закромах имеются тканевые блоки с разным наполнением и фактурой для тактильных занятий:
tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_9769.html

Персонажи для спектакля по сказке "Репка" своими руками

Предлагаю посмотреть статьи о работах по сказкам других авторов или русские народные сказки в "Лабиринте".

© Юлия Шерстюк, http://moreidey.ru

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Метки записи:   ,
Комментарии к записи "Занятия и поделки по русским народным сказкам"
Перейти к форме комментирования
  1. Какая статья интересная!

    Ответить на этот комментарий »
    • Зеля, спасибо. Мне тоже очень интересна эта тема 😉

      Ответить на этот комментарий »
  2. Как интересно вы о сказках сказываете! Интересные вещи, а такого даже и не знала. Только слышала, что они до нас не оригинальные дошли, а измененные.

    Ответить на этот комментарий »
    • Я обратила внимание на изменения, когда стала читать сказки дочке. В книгах было написано: "Русские народные сказки в обработке Афанасьева А.Н." или "в обработке Толстого Л.Н." А потом попалась информация о более ранних изменениях, что, наверное, судя по всей нашей истории, было предсказуемо.

      Ответить на этот комментарий »
      • А вы сами настоящие сказки без обработки читали? Я их читала. Считаю, что в том виде их читать детям нельзя. Откуда я их взяла? У меня подруга писала диссертацию по этому материалу, у нее были очень старые списки. Потому обработка авторов убрала только большие дрянные подробности. А вот изменение языка Кириллом и Мефодием и христианизация принесли много вреда.

        Ответить на этот комментарий »
        • Я бы очень хотела сама почитать сказки без обработки и оценить их своим взглядом. Вера, может, подскажете, где их можно найти?

          Ответить на этот комментарий »
          • Татьяна, я получила на е-мейл ответ от Веры (она ответила на е-мейл-уведомление о новом комментарии в этой теме):
            "Не знаю. Мне их давали на листочках. Поверьте, это не читаемо. Это тоже сказки для взрослых."

            Ответить на этот комментарий »
            • Ну ладно.. Хотя, все читаемо, что написано. Просто не всем.

  3. Статья очень интересная. Она умным родителям дает методику анализа сказок и способ сделать их правильными. Про конкурс тоже все хорошо.
    Но "Волшебный мир сказок" заканчивается на необходимости описать все на собственном блоге ( а если блога нет, то что? участвовать нельзя?) и плате за участие в виде открытых ссылок.
    Может быть, выгоднее вам привлекать всех к участию в конкурсе, в комментариях к нему и самым активным и победителям дать возможность разместить на вашем блоге свои открытые ссылки.
    Конечно, на кнопочки соц. понажимаю, но в конкурсе с ребенком участвовать не будем.

    Ответить на этот комментарий »
    • Вера, пожалуйста, прочтите условия внимательнее.
      Тем, у кого блога нет, я предложила прислать фото и описание работ мне на е-мейл 😉
      Пересылку и себестоимость некоторых призов полностью оплачивают спонсоры, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы участники в обмен на это разместили ссылку на них. В отличие от спонсоров, материальных затрат это от участников не требует.
      Т.к. это не конкурс для веб-мастеров, а детский конкурс, то выбирались призы, которые будут интересны и полезны и детям, и их родителям. А открытые ссылки в качестве приза будут интересны только владельцам блогов.
      Уважаю право других людей не делать то, чего им не хочется, тем более, участие в конкурсах - дело добровольное! 😉
      Спасибо за нажатие на кнопочки и за подсказку - добавила в правила постскриптум!

      Ответить на этот комментарий »
    • Вера, Юля уже написала, но мне захотелось вам ответить. Если нет своего блога, то есть возможность разместить ваш рассказ тут и это было оговорено в условиях.
      По поводу ссылок. мне кажется, что если вы участвуете в конкурсе, получаете за него призы, то логично, что организатор вправе выставить свои условия проведения конкурса. если вы мне покажите хоть один конкурс без условий участия, я с удовольствием ознакомлюсь с ним.
      И Юля права от вас кроме рассказа и ссылки на спонсоров и на организатора никто никаких затрат не требует. Тут все логично.

      Ответить на этот комментарий »
  4. Вера, а почему Вы считаете, что те сказки, которые дошли до нас без обработки известных писателей - настоящие? Ведь они дошли уже в огромном количестве вариантов, причем похожие сюжеты были записаны в географически очень отдаленных друг от друга территориях. Да и записывать сказки начали сравнительно недавно со слов некоторых неграмотных людей, до этого сказки не записывались. Это все говорит о том, что до тех, кто делал их обработку (в основном это было уже в 19 веке, а с точки зрения истории человечества - почти недавно), они уже дошли не в первоначальном варианте.
    Благодаря обработке эти сказки стало можно читать детям. Потому что пройдя через Средневековье (или возникнув именно в это время), многие сказки стали действительно ужасными, жестокими, полными бытовых недетских подробностей (особенно это касается сказок многих европейских народов, например, принц в сказке о спящей царевне ее не целовал, а насиловал; в некоторых русских сказках стало полно матерных слов и интимных сцен). И понятно, что в таком виде ни один нормальный современный человек не стал бы читать их детям.
    Поэтому в том, что талантливые писатели их потом обработали, убрали, как Вы пишете, дрянные подробности, записали их понятным красивым литературным языком, я ничего плохого не вижу, я только жалею, что нет возможности познакомиться с этими сказками в их первоначальном виде.
    Согласна с Вами, что Кирилл и Мефодий целенаправленно нанесли огромнейший вред и нашему языку, и народу.

    Ответить на этот комментарий »
    • Я вот пожалела, что познакомилась.

      Ответить на этот комментарий »
      • Вера, Вы внимательно читали?
        Почему Вы думаете, что те сказки, что Вы читали, это первоначально придуманные варианты, а не варианты, дошедшие уже с ИЗМЕНЕНИЯМИ?
        Каждый верит в то, что хочет. Если в Вашей реальности Ваши пра-пра-…-дедушки и бабушки были способны передать своим потомкам то, что Вы читали, то Вы правы и я с Вами не спорю.
        В моей реальности мои предки обладали совсем другими способностями и знаниями 😉

        Ответить на этот комментарий »
  5. Юлечка, потрясающая статья и тема новая. Я всегда поражюсь твоей способности вот так не просто рассказать о новой теме, а вникнуть в нее, сделать акцент на истории, на развитии! Ты просто супер!

    Ответить на этот комментарий »
    • И это мне говоришь ТЫ?!
      Спасибо огромное, очень приятно 🙂
      История древних славян - это тема, мимо которой я не могла пройти спокойно, ты же знаешь 😉

      Ответить на этот комментарий »
  6. http://edimskaty.blogspot.ru/2013/03/blog-post_14.html терем теремок в любой обработке примите ?))))))))))

    Ответить на этот комментарий »
    • Юля, шикарная обработка!!! Очень понравилась! Спасибо за участие в проекте!

      Ответить на этот комментарий »
  7. Юля, принимай наш спонтанный театр по сказке. Надеюсь подойдет. http://boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/03/domashnii-teatr-lisa-i-zayatz.html

    Ответить на этот комментарий »
    • Конечно, подойдет! Очень хороший театр, режиссер-постановщик очень понравился 😉 Спасибо за участие в проекте!

      Ответить на этот комментарий »
  8. Юля, спасибо за статью. Про колобка особенно понравилось... я и не заметила, что там нет мамы и папы)))) Думала - внучка приехала к бабушке с дедушкой погостить! )))) Ну, я современный человек. А вы открыли мне глаза. Огромное спасибо за статью.
    В конкурсе скорее всего приму участие, т.к. считаю себя блогером - поделочником.
    К тому же у дочки в саду ставится спектакль по сказкам Пушкина, ну а родители, ос своей стороны, должны сделать поделку на эту тему.
    Вот сделаю и в Вашем конкурсе поучаствую.

    Ответить на этот комментарий »
    • Всегда пожалуйста!
      Мне очень интересна эта тема, а по понятным причинам долгие годы о существовании этой информации мало кто догадывался.
      Буду ждать Вашу работу! )))

      Ответить на этот комментарий »
  9. Юлечка, лови http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/skazki/tematicheskoe-zanyatie-lisa-i-drozd

    Ответить на этот комментарий »
    • Машенька, спасибо! Люблю твои "фирменные" занятия! Столько полезного и интересного!

      Ответить на этот комментарий »
  10. Спасибо, за конкурс! Волшебное колечко http://anoyza.ru/?p=325

    Ответить на этот комментарий »
    • Ура!!! Еще участники, а то в этом месяце что-то работ мало 🙂 Чудесная змейка, и красивая, и полезная - удобный сувенир для хранения колец! И к фольге я неравнодушна, поэтому очень понравилось ваше золотое колечко!

      Ответить на этот комментарий »
  11. Привет!
    Наши сказки здесь http://zalena80.livejournal.com/67049.html

    Ответить на этот комментарий »
    • Привет! Как хорошо! Очень понравились ваши сказки, спасибо! А декорации, а герои! Красота!

      Ответить на этот комментарий »
  12. Юля, мы немного припозднились, но все таки успели. Возьмете нас в компанию? http://manunae.ru/?p=2100

    Ответить на этот комментарий »
    • Конечно, возьму с большой радостью! Замечательная работа! А т.к. ближайший розыгрыш через месяц, то и сейчас, и в апреле я продолжаю принимать работы и за февраль, и за март (даже если пост по итогам задания уже к тому времени выйдет, я добавлю в него новые работы). Поэтому не только успели, но еще даже месяц в запасе есть )))

      Ответить на этот комментарий »
  13. Моя поделка по сказкам Пушкина "Лукоморье": http://ymorozik.ru/podelka-po-pushkinu/

    Ответить на этот комментарий »
    • Красота!!! А труда сколько! Спасибо за чудесную работу!

      Ответить на этот комментарий »
  14. Пожалуйста. Юля, и Вам спасибо за конкурс.

    Ответить на этот комментарий »
  15. Юля, я правильно поняла, что я и сейчас могу добавить работу сюда?

    Ответить на этот комментарий »
    • Правильно. И я ее включу в ближайший розыгрыш 🙂

      Ответить на этот комментарий »
      • Юля, вот еще одна наша сказка http://boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/10/igraem-v-skazku-vershki-i-koreshki.html

        Ответить на этот комментарий »
  16. Репка и мышка) Раз уж делаем, то по порядку все задания. Дочке очень нравится, репку и дергаем и кормим живность
    http://tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_9769.html

    Ответить на этот комментарий »
    • Какая хорошая репка! И живность (мышка) с фактурой для тактильных занятий очень понравилась, спасибо большое за участие в проекте!

      Ответить на этот комментарий »
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля