Нетрадиционные способы рисования и математический эксперимент: как создать красивые и необычные изображения с помощью прямых линий, заодно повторяя состав чисел.
Математическое рисование. Рисование прямыми линиями
Математика - это очень красивая наука! Предлагаю провести с детьми несложный эксперимент, чтобы они в этом убедились. И тогда, возможно, у них возникнет интерес к этой удивительной науке, который не пройдет со временем.
Кто из нас не рисовал в детстве на уроках или в свободное время косички из отрезков на листочках в клеточку? Кроме таких косичек, прямыми линиями можно рисовать необыкновенно красивые изображения. А как интересно придумывать узоры для таких изображений!
Это совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд!
Эта же идея лежит в основе популярной техники вышивки, которая называется изонить.
Как нарисовать дуги (параболические кривые) прямыми линиями
Эксперимент
Что понадобится:
- лист бумаги
- линейка - угольник
- цветные карандаши
- простой карандаш
- точилка
Ход эксперимента
- Хорошо наточить цветной карандаш.
- Начертить прямой угол с помощью линейки - угольника.
- Сделать на сторонах угла отметки через 1 см и отметить их числами, используя простой карандаш.
- По очереди соединять отметки друг с другом отрезками, начерченными с помощью линейки, таким образом: первую отметку на одной стороне угла соединить с последней отметкой на другой стороне угла, затем вторую отметку на одной стороне угла соединить с предпоследней отметкой на другой стороне угла и т.д.
- Стереть числа.
Результат
На чертеже были только прямые линии, но в результате получилась изогнутая линия - параболическая кривая. Это произошло потому, что пересекаясь, прямые образовали ломанную линию, состоящую из маленьких отрезков, которую наши глаза воспринимают как дугу.
Чем ближе друг к другу делать отметки и чем длиннее сделать стороны угла, тем незаметнее будет, что получившаяся дуга представляет собой ломанную.
С более младшими детьми отметки лучше делать не слишком близко друг к другу, расстояние 1 см будет оптимальным.
С детьми постарше можно сделать отметки на расстоянии 0,5 см.
Чтобы повторить (выучить или закрепить) с ребенком состав чисел, обратите его внимание на то, что если мы делаем на сторонах угла 6 делений (как на рисунке), то соединяем друг с другом те отметки, которые в сумме дают 7: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т.д.
Таким образом можно потренироваться повторять состав разных чисел (но не слишком маленьких для этого), изменяя длину сторон угла.
С более старшими детьми отметки можно не подписывать числами. Сами отметки тоже можно не делать, если рисовать на бумаге в клеточку.
Продолжаем экспериментировать
Теперь предложите ребенку начертить не прямой угол, а острый и тупой. Какими в этом случае получились изогнутые линии?
А что получится, если соединять линиями отметки, сделанные на сторонах треугольника?
Или квадрата?
Или двух пересекающихся отрезков?
В этом случае изображение кажется объемным.
А какие еще изображения можно составлять таким образом?
А если использовать цветные карандаши разных цветов?
Или волшебные карандаши 3 цвета в одном?
Это медитативное расслабляющее занятие занимательной математикой и нетрадиционной техникой рисования одновременно способно увлечь не только детей, но и взрослых. Попробуйте, и вам понравится придумывать собственные необыкновенные узоры из прямых линий.
© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Ого! Красота какая! На первый взглад кажется, что нарисовать нечто подобное ужасно сложно! Но как видно, все не так уж и невозможно :)
Действительно, кажется, что это ооооочень сложно, но на самом деле это не так. А вот терпение для больших фигурок понадобится! : )
Какая красота!!!! Спасибо, Юлия! Обязательно сделаю с Геориком такие узоры!
Марина, рада, что информация об этом необычном рисовании понравилась. Математика - это действительно красивая наука : )
Попробовали! Очень понравилось! Пока только простой узор, очень впечатлило!
Спасибо.
Какие вы быстрые ) Все правильно, с простого узора и надо начинать, чтобы ребенок понял принцип и не потерял интерес к такому рисованию : )
Юля, очень понравились узоры. Покажу Насте, она любит такие рисовалки, ей будет чем заняться на каникулах.Спасибо за урок.
Замечательно! Уверена, Настя сможет придумать немало новых интересных узоров!
Ух-ты, как здорово! Я при всей своей любви к математике, даже не подумала о возможности математических узоров... Юля, спасибо огромное! Сегодня же предложу сыну поэкспериментировать.
Идея, в общем, известная, но экспериментировать все равно интересно : )
Юлечка, прямо мне в руку идея твоя! Как раз дома толпа детей собралась! Будум "химичить". Спасибо!
Идея, конечно же, не моя, но все равно замечательно, что она пришлась кстати : )
Как-то даже неожиданно увидеть (после пифагоровых штанов) в математике элементы увлекательного рисования и создания красивых фигур. Здорово.
О, зря вы так, Алексей! На самом деле математика - это не только пифагоровы штаны ))) К сожалению, обычно у учителей в школе не остается времени на то, чтобы продемонстрировать детям это, да и маленькая зарплата в сочетании с огромными нагрузками и постоянным нервным напряжением не способствуют излишней инициативе и творческому подходу к делу.
Чего одни только фракталы стоят!
А последовательность Фибоначчи! Это одна из тайн мироздания, которая в природе встречается очень часто: раковина улитки, цветок подсолнуха, сосновые шишки, паутина, Галактика. Саморазвитие жизни также происходит по спирали.
А еще замощения (мозаики) математика Роджера Пенроуза и художника-графика Эшера...
И это только то, что удалось вспомнить навскидку о графической стороне этой красивой науки : )
Очень забавный эксперимент, такой интересной иллюзии я еще не видел.У любого ребенка возникнет желание поделится с друзьями умением, творить такие узоры из ровных линий.
Интересных иллюзий много : ) Но детям действительно нравится удивлять других своими необычными умениями.
Как интересно. Воспоминания о школьных годах. Подрастет моя, обязательно попробуем. Особенно, в цветном варианте хочется попробовать. А затем соединить полученным рисунок с иной техникой рисования, создать коллаж и на стеночку. Спасибо за идею!
В цветном варианте красивее получается. Как вы замечательно придумали с коллажем!
Юля, огромное спасибо! Это просто находка, мне так понравились ваши узоры! С дочкой обязательно порисуем! Полезное развлечение. И моторику развивать, и под линейку чертить, и с графиками познакомиться, и оптические эффекты! Просто супер!
Всегда пожалуйста, рада, что наши узоры понравились ) Да-да, это разносторонне полезное занятие!
Прикольно! Вот так можно воочию увидеть красоту математики. Еще говорят что музыка на основе математических законов, формул тоже прекрасна. Есть еще такое понятие, как фракталы - они тоже образуют красивые узоры.
Да-да, про такую музыку тоже слышала, но ее саму - пока нет.
А про фракталы я чуть выше в комментариях уже писала (это там, где самый длинный комментарий) ; )
Сама в детстве как-то делала поделку в технике изонить. А вот о рисовании прямыми линиями и не задумывалась. Буду идею воплощать с детками. Спасибо.
Вышивка в технике изонить очень красива! А идея в основе та же, что и с рисованием прямыми линиями. Буду рада, если деткам понравится! : )