Монотипия (от греч. «моно» - один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности.
Сейчас монотипия стала настолько популярной, что иногда в детских садах знакомить детей с рисованием начинают именно с этой техники.
Краски для монотипии можно использовать разные.
Акварель и гуашь лучше всего подходят для детского творчества. Если акварель не разводить слишком сильно водой и использовать акварельную бумагу, получится очень красиво. Еще один плюс акварели – она легко смывается ;) Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы. Акриловые краски очень быстро сохнут, что для создания отпечатков неудобно, и плохо смываются. Масляные краски подходят, в основном, профессионалам.
Наносить их тоже можно разными способами: валиками, шпателями (в том числе фигурными), кисточками и даже пальчиками юного художника :)
Как сделать монотипию
Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.
1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.
2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.
Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге "Творим вместе с детьми".
Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника "простой живописи" (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.
Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!
Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала - все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.
Монотипия "Пейзаж", в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия "Извержение вулкана", в которой дорисовка не требовалась.
На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия "Волк в лесу".
Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.
А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.
Мы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.
Всего доброго! Только для читателей сайта "MORE творческих идей для детей" (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Обожаю такие рисунки и Дашка больше всего эту технику любит. она вообще любит все расплывчатое и абстрактное рисовать :) А если еще и пальчиками и абстрактно... мммм на нее в этот момент смотреть так интересно.
Девочки. молодцы, очень красивою Ритулька молодец!!!
Спасибо! Да, техника интересная, даже не думала, что она так Рите понравится :)
Очень понравились все варианты рисунков. Здорово разглядели волка, а я его в извержении вулкана увидела, воющего.
Самое интересное, что это Рита его разглядела. А вулкан действительно похож на воющего волка ;)
Юля, как у вас пошла монотипия! Рада, что Рите понравилось, и рада, что вы попробовали (это я к тому, что мы мамы иногда не совсем совпадаем в понятиях "красиво-некрасиво", "интересно - не интересно" с детворой))
А волк веселый у вас какой!!!
Да, бывает так, что выбор игрушек, техник и тем для поделок и многого другого зависит от предпочтений и интересов родителей, даже если они стараются предоставлять ребенку свободу выбора. Спасибо за интересное задание, позволившее познакомиться с новой для нас техникой рисования :)
Такие рисунки классные! Да, волк очень понравился, бабочки такие яркие. Молодцы!
Спасибо! Нам с Ритой тоже очень понравился этот волк :)
Мне очень понравились ваши опыты с монотипией, так увлекательно, даже???
Спасибо, Наташ!
Так вот что такое монотипия. А то я встречала название этой техники и не знала, что это такое. А это оказывается отпечатки.
Мне очень понравились рисунки Риты. Особенно, волк.
Монотипию еще иногда кляксографией называют.
Волк интересный получился. Я бы так специально не смогла нарисовать :)
Прекрасные работы. Мы, с детьми, на уроках применяли подобную технологию, только краску наносили на мелованную бумагу или на белый пластик, который остался от ремонтных работ, а сверху накладывали прозрачную плёнку, что позволяло хоть как то контролировать процесс. Если есть желание можно посмотреть на моём сайте или на школьном сайте.
Интересный вариант, спасибо! Указанный вами сайт не существует.