Как играть в военные игры на листе бумаги: танки и морской бой. Правила, подробное описание с фото.
Игры на листе бумаги для двоих: танчики и морской бой
Для обеих игр из этой статьи, и для игры "Танчики", и для игры "Морской бой", потребуется лист бумаги и две ручки. Играют в них двое участников. О том, кто будет ходить первым, игроки или заранее договариваются, или это решают методом жеребьевки, например, подбрасывают монетку или используют детские считалочки.
И если игра "Морской бой" знакома почти всем людям в нашей стране, чье детство пришлось на 80 - 90-е годы или раньше, то игра на бумаге в танки, или как ласково называли ее многие, "Танчики", была известной, но не настолько. Несмотря на военную тематику, обе эти игры были очень популярными и среди мальчиков, и среди девочек. В них играли и дома, и в школе, причем не только на переменах, но и на уроках, загораживая карту с расположением своих кораблей от соседа по парте тетрадью или учебником.
Эти игры и сейчас помогут детям увлекательно и с пользой провести время. Польза этих игр не только в том, что это живое общение, способ заняться чем-то интересным, отвлечься от чего-то, расслабиться. Для дошкольников это способ подготовить руку к письму, в игре "морской бой" повторить некоторые буквы и числа.
Еще игра в танки развивает глазомер, а игра в морской бой позволяет потренировать интуицию, учит находить на игровом поле квадрат с заданными координатами (правда, одна из них обозначена буквой), дает возможность разработать собственную стратегию ведения боя, попытаться разгадать стратегию соперника, представить, как он мыслит, как мог расставить свои корабли.
Танки (танчики) - игра на бумаге. Правила
Для знакомства с игрой начинающим игрокам и младшим детям желательно взять двойной тетрадный лист в клеточку (его вырывают из середины тетради). В следующих играх лучше использовать согнутый пополам лист чистой офисной бумаги - так соперникам будет сложнее попасть в цель. И еще каждому игроку в этой игре понадобится не фломастер или карандаш, а именно шариковая ручка. Получится красивее и нагляднее, если цвета, которыми пишут ручки соперников, отличаются, но можно, чтобы они были одинаковыми.
Подготовка к игре
Сгиб - это граница. С одной стороны листа расположена территория одного участника, с другой - другого. Каждый участник рисует свои танки на своей стороне листа. О количестве танков договариваются заранее, оно должно быть одинаковым (от 5 до 10 штук у каждого). Танки должны быть небольшими, примерно 1х2 клетки. Лучше рисовать их подальше от границы и друг от друга - так сопернику будет сложнее в них попасть.
До начала обстрела договориться о правилах.
Правила игры "Танки"
- Когда поле битвы готово и определен участник, который будет стрелять первым, этот участник должен выбрать один из танков соперника и очень быстро, не считая количества клеток, напротив выбранного танка на том же расстоянии от сгиба, но на своей территории, нарисовать кружочек - снаряд и хорошенько закрасить его ручкой. Диаметр кружочка - около сантиметра (можно усложнить игру и заранее договориться о том, что диаметр кружочков - около половины сантиметра).
Затем сложить лист пополам и нижней частью ручки с нажимом сделать круговые движения с обратной стороны листа на своем снаряде.
Тогда снаряд отпечатается на территории соперника - взорвется. - Если отпечаток хоть немного попал в танк соперника, танк считается уничтоженным. Если отпечаток попал в дуло танка, он считается подбитым, но не уничтоженным. По другим правилам, если снаряд лишь немного коснулся танка, он подбит, если коснулся два раза - тогда уничтожен (если снаряд точно попал в танк, он уничтожен сразу, одним выстрелом).
Уничтоженный танк зачеркивают. - По одним правилам любое попадание в танк, независимо от того, уничтожен он или только подбит, дает игроку право выстрелить еще раз. По другим правилам игроки всегда делают выстрелы по очереди.
- Побеждает тот, кто первым уничтожит все танки своего соперника.
Вариант этой игры с различной военной техникой: кроме танков, участники рисуют корабли, самолеты, можно даже нарисовать парашютистов. О том, какую военную технику рисовать и в каком количестве, участники договариваются перед началом игры.
Морской бой - игра на бумаге. Правила
Сейчас в "Морской бой" можно играть и в компьютерном, и в настольном варианте, тем не менее, простой классический бумажный вариант пока еще не забыт. Игра позволяет почувствовать себя военачальником, в ней нужно задавать координаты для обстрела флота противника и продумывать расположение кораблей своего флота так, чтобы уничтожить флот другого участника раньше, чем он уничтожит ваш.
Подготовка к игре
Перед началом игры участники чертят на листках поля с координатами и расставляют в них корабли своего флота. При этом обязательно договариваются о количестве кораблей, их форме, расположении и правилах. Это очень важно, чтобы потом не было недопониманий, обид и ссор. Потому что существует несколько вариантов игры.
Например, в моем детстве и я, и все мои друзья и знакомые, с которыми мы играли в "Морской бой", рисовали трехклеточные и четырехклеточные корабли в произвольном порядке: в форме прямоугольников, буквы "г", буквы "z", квадрата. А оказывается, по правилам классического варианта игры это недопустимо - корабли могут быть расположены только ровно, без изгибов.
Игровые поля игры "Морской бой"
Для игры "Морской бой" каждому из участников потребуются листок бумаги в клеточку и ручка (можно карандаш или фломастер).
Перед игрой участники чертят на своем листочке два квадрата со сторонами 10 клеток. В клеточках слева от каждого квадрата по вертикали сверху вниз должны быть расположены числа от 1 до 10 в порядке возрастания, а над каждым квадратом по горизонтали слева направо - буквы от "А" до "К", за исключением букв "Ё" и "Й". Т.е. вот такой ряд: "А Б В Г Д Е Ж З И К". Иногда вместо букв алфавита по горизонтали пишут слово, состоящее из десяти неповторяющихся букв.
В первом квадрате каждый игрок располагает свой флот, во втором отмечает расположение флота соперника.
Форма, количество и расположение кораблей в игре "Морской бой"
Сколько кораблей должно быть в игре морской бой? В классическом варианте у каждого игрока 10 кораблей:
- 1 шт. - 4 кл.,
- 2 шт. - 3 кл.,
- 3 шт. - 2 кл.,
- 4 шт. - 1 кл.
Подробнее:
- один корабль, состоящий из четырех клеточек - линкор (такие корабли еще называют четырехпалубными или четырехтрубными)
- два корабля, состоящих из трех клеточек - крейсер (трехпалубный)
- три корабля, состоящих из двух клеточек - эсминец (двухпалубный)
- четыре корабля, состоящих из одной клетки - подводная лодка или торпедный катер (однопалубный)
Корабли должны быть расположены в ровный вертикальный или горизонтальный ряд без изгибов, и ни в коем случае не по диагонали. Строго запрещено располагать корабли так, чтобы они касались друг друга сторонами или углами. То есть между ними обязательно должно быть расстояние не меньше одной клетки. Корабли могут касаться сторон поля, в котором они расположены.
Очень важно, чтобы ни один из игроков не увидел расположение флота соперника.
Правила игры "Морской бой"
Первый игрок стреляет (называет координаты клеточки, в которой, как он предполагает, у соперника может оказаться корабль, к примеру, К-10).
Второй игрок на первом поле (поле со своими кораблями) находит эту клетку.
- Если клетка пуста, второй игрок ставит в ней точку и говорит вслух: "Мимо". Первый игрок тоже отмечает эту клетку точкой, но на втором поле. Ход переходит ко второму игроку.
- Если в этой клетке расположен средний или большой корабль, второй игрок ставит в ней крестик и сообщает: "Ранен", если маленький (однопалубный), то "Убит". Также "Убит" говорят в том случае, когда соперник попадает в последнюю целую (не отмеченную крестиком) палубу многопалубного корабля. Первый игрок в этой клетке на втором поле также ставит крестик и делает еще ход.
Игроки ходят по очереди, но после каждого меткого попадания игрок получает еще один ход. Выигрывает тот, кто первым взорвет все корабли другого участника. Когда игра окончена, участникам можно смотреть игровые поля друг друга.
Если победивший игрок нарушил правила, победителем считается другой игрок.
Возможные нарушения:
- ошибся в подписи или размере полей
- ошибся в форме, количестве или расположении кораблей
- в ходе игры переместил корабль
- пытался подсмотреть, как расположены корабли соперника и т.д.
Как играть в "Морской бой", чтобы выиграть
В игре "Морской бой", существуют свои хитрости, о некоторых из которых знают немногие, и поэтому играют, надеясь только на случайность. Но, применяя определенные стратегии, можно значительно повысить шанс выиграть.
- Нужно обязательно отмечать точками или крестиками координаты своих выстрелов и выстрелов соперника.
- Подглядывать на листок соперника нельзя, но можно наблюдать за его взглядом, выражением лица, жестами и интонацией, когда он ищет нужную клетку на своем поле, чтобы попытаться догадаться, есть ли корабли в непосредственной близости от клетки с заданными координатами. Обычно человек, чтобы не ошибиться, если рядом расположен корабль, перепроверяет координаты клетки, прежде чем сказать "Мимо", а значит, тратит на ответ пусть совсем немного, но все же больше времени, чем если рядом кораблей нет.
- После уничтожения вражеского корабля отмечать точками или маленькими кружочками клетки, соприкасающиеся с его сторонами и углами. Это нужно для того, чтобы не терять время и ходы на выстрелы по заведомо пустым клеткам, так как по правилам корабли не могут располагаться вплотную друг к другу.
- Подбитый корабль соперника желательно как можно скорее уничтожить, чтобы получить информацию об окружающих его пустых клетках и тем самым уменьшить область для поиска других кораблей.
- Уничтожение самого большого корабля соперника, состоящего из четырех клеток, позволит получить информацию и о прилегающих к нему пустых клетках. Если этот корабль размещен не вдоль границы игрового поля, то его окружают 14 пустых клеток. Таким образом оставшаяся область поиска уменьшится на 18 клеток, а это почти пятая часть игрового поля. Поэтому обычно игроки стараются в первую очередь найти самые большие корабли соперника. Для этого можно "вести огонь" по главным диагоналям игрового поля, либо вначале по диагональным параллельным линиям, расположенным на расстоянии трех клеток друг от друга, а затем - по диагональным линиям между ними.
- Часто игроки стараются расположить свои корабли подальше от углов, границ и друг от друга, думая, что так они будут в большей безопасности. На самом деле это увеличивает шансы соперника на победу за счет того, что при уничтожении каждого корабля оставшаяся область поиска становится гораздо меньше за счет информации о прилегающих к кораблю пустых клетках.
- Сложнее всего искать однопалубные корабли. На этом основана следующая стратегия: самые большие корабли расположить по углам игрового поля (четырехпалубник, стоящий в углу, окружают уже не 14, а 6 пустых клеток), средние - по сторонам поля, а маленькие однопалубные корабли разместить в произвольном порядке на увеличенном свободном пространстве. Также можно разместить все корабли, кроме маленьких, как можно ближе друг к другу в одной части поля, а маленькие - в другой. Скорее всего, соперник быстро уничтожит большие и средние корабли, но это не страшно, так как для победы не это важно. А за счет увеличения свободной площади, на которой расположены маленькие корабли, вероятность быстро их найти становится гораздо меньше.
На фото примеры такого расположения больших и средних кораблей. Для поиска однопалубных кораблей сопернику нужно обстрелять клетки без отметок.
Он сделает меньше ходов и быстрее выиграет, если корабли будут расположены так, как на следующей фотографии. - Оказывается, иногда некоторые игроки жульничают: они расставляют на своем поле только 9 кораблей (все, кроме одного однопалубного). И чтобы не попасться на этом, если противник уже обстрелял все поле, кроме одной клетки, они дорисовывают этот корабль в ней. Или если выигрывают, то тоже быстро дорисовывают этот корабль на еще не обстрелянных соперником клетках.
Избежать этого можно, если перед игрой ее участники сфотографируют корабли. Или корабли рисуют ручкой, а отметки во время игры делают карандашом. Или ручки каждого участника отличаются по цвету, а после расстановки кораблей участники меняются ручками.
Статья о других играх на листе бумаги.
© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
О, какие знакомые картинки с играми из детства! )) И всем этим мы занимались на уроках в школе )) Благодарю за ностальгию воспоминаний.
А в морской бой любим до сих пор играть с младшей дочкой. Теперь и она в школе этим занимается )))
Мы тоже на уроках в школе играли в самые разные игры. Кто выигрывает чаще, когда вы играете с дочкой: вы или она?
В морской бой играли часто, а про танчики услышал впервые...
А мы ещё в гонки играли... На листе бумаги в клеточку рисуется кривая трасса со стартом и финишем. Трасса обозначена двумя линиями, за которые выходить нельзя. Скорость увеличивается и уменьшается по одной клетке, не важно по диагонали или по стороне квадрата. Допустим первый ход - 1 клетка, второй можно уже 2 клетки и т.д. Тормозить точно так-же. Развивает глазомер - разогнался на 5 клеток за ход, а тут поворот, не успеваешь снизить скорость и врезаешься в край трассы. Тут как договоришься - либо выбываешь из гонки, либо пропускаешь ход, типа ремонт. Очень азартно получалось, особенно когда играли по три-четыре человека. Желательно движение разным цветом обозначать...
Эх... Столько игр было и компьютера не надо... :)
Александр, благодарю вас за подробное описание, гонки - это тоже одна из самых интересных игр на бумаге! Я про нее знаю, но сама в нее никогда не играла.
Раньше не было нынешних гаджетов, поэтому в такие игры играли все. И взрослые и дети.
Да, развлекали себя, как могли.
Помню, как в детстве заигрывались морским боем, особенно на уроках. У меня даже была разработана своя тактика игры. А потом уже играли в быки и коровы. А потом в них же, но уже без бумаги, на память. Хорошее было время...
Мы тоже играли в морской бой и другие игры и дома, и в школе.
Как же мы любили в морской бой играть в детстве! И на уроках в школе иногда, и дома с сестрой постоянно играли. А вот в танки играл мой старший сын, когда в школе учился, а я ни разу не пробовала.
А я в гонки на бумаге не пробовала играть, а в танки играла.
Детство, детство, детство.... Это действительно удобные игры для игры на уроках))))) У нас тоже так и было и танчики и морской бой и еще футбол. Это когда ручку ставишь на тетрадный лист кончиком и толкаешь в сторону нарисованных ворот. И следующий игрок ставит ручку в то место, где кончилась прочерченная ручкой линия и толкает ее в твои ворота....
Да-да, игры в футбол и гонки на бумаге я тоже знаю и видела, как в них играли другие дети, но сама в них не играла.
Спасибо за статью, оказывается, в такой известной игре "Морской бой" есть столько неизвестных хитростей, буду знать.
Людмила, буду рада, если вам эта информация пригодится.
Игры на бумаге были любимыми развлечениями и детей и взрослых. Сейчас их постепенно вытесняет компьютер, а жаль, ведь в них столько развивающих мозг моментов.
Все верно, у разных поколений разные увлечения. Мне нравится, что сейчас для детей создается очень много развивающих книг, пособий и игр.
Давно забытые игры из моего детства, спасибо что напомнили. Прям ностальгия какая то меня охватила!
Екатерина, приятные воспоминания из детства - это замечательно, рада была им поспособствовать : )
Игра "Морской бой" и моя любимая, очень часто в детстве мы в нее играли.
Многие дети в Советском Союзе любили играть в "Морской бой", из игр на бумаге она одна из самых интересных.
Морской бой игра видимо самая распространенная и поэтому каждый из нас в свое время играл в нее охотно, однако году идут и многие новые жизненные приоритеты приходят на смену старым.
В жизни вообще новое приходит на смену старому довольно часто.
Прекрасная игра!! Сама все детство в нее играла!!
Когда не было игр на мобильниках и компьютерах, морской бой был популярной игрой.
Помню как играли в морской бой втроем, вчетвером. Игрок стрелял по очереди (по часовой стрелке) в каждого игрока до первого промаха. Потом следующий после промахнувшегося. Рисовали каждый для каждого отдельное поле. Главное было - не запутаться.
Как классно! Мы в детстве в морской бой только вдвоем играли, даже не знала, что игроков может быть больше. Большое спасибо за подсказку! : )