Немного о русских народных сказках. Развивающие занятия и поделки по русским народным сказкам.
О русских народных сказках
"Курочку Рябу", "Репку", "Теремок", "Колобок" мы все знаем с детства. На этих сказках росли мы, наши родители, бабушки с дедушками и т.д. Русские народные сказки - это самые первые сказки в жизни любого малыша в нашей стране.
Вряд ли кому-то нужно доказывать их пользу для развития детей. Они являются основой всего. Написаны простым понятным языком, очень поэтичные, добрые и ласковые (герои часто называются уменьшительно-ласкательными именами: Аленушка, Иванушка, курочка, петушок, лисичка и т.д.).
С помощью сказок наши предки передавали от поколения к поколению свои традиции, систему ценностей, верования, мудрость, знания о жизни и ее законах, об окружающем мире, учили заботиться о природе, всех живых существах, учили упорству в преодолении трудностей, трудолюбию, состраданию и другим полезным качествам.
Сказки - это метод воспитания и обучения детей. Русские народные сказки учат добру. Все положительные герои, живущие в гармонии с законами природы, в итоге бывают вознаграждены.
Есть сказки, которые учат детей послушанию и основам безопасности: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
Сейчас в некоторых книгах печатают укороченные и упрощенные варианты сказок. Почему их не стоит читать ребенку? Знаете такой анекдот:
- Слушал я "Битлз", не понравилось. Картавят, фальшивят, что только люди в них находят?
- Где же ты их слышал?
- А мне Мойша напел.
То же и с упрощенными сказками. К сожалению, многие сказки уже дошли до нас сильно измененными и укороченными.
Вообще слово "сказки" мы сейчас понимаем как то, чего не может быть, фантазию. Но в древности "сказы" - это то, что было записано со слов очевидцев, повествования о событиях, происходивших в прошлом. Самую важную сакральную информацию специально записывали образно, чтобы она не затерялась в веках, а передавалась другим поколениям. Со временем только посвященные стали владеть ключами к расшифровке этой информации.
Они доверяли хранить сказания народу, потому что народ передавал эти сказания без искажений, слово в слово. Люди понимали, что мудрость находится не только в общем смысле, а в каждом слове. Сказки несли в себе сильные акустические обереги, так как многие устоявшиеся речевые обороты были тщательно выверены веками и когда-то были частью заклинаний. Изменишь слова хоть немного - и потеряются особые мелодия и ритм, исчезнут древние образы.
"Сказка ложь, да в ней намек – кто познает, тем урок". Урок - это познание судьбы. А слово "ложь" в древности не было синонимом слова "неправда", а означало не всю правду, поверхностную информацию. Т.к. неправда - это то, что не принадлежит Миру Прави. Древние славяне считали, что мир состоял из трех миров: Яви (помните, что значит наяву?) Нави и Прави. Т.е. произошла подмена понятий, изменение азбуки и языка, а из-за этого в современном языке отсутствуют древние образы.
Почему не более знакомое нам с детства: "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок"? Дело в том, что древние славяне учили мудрости и добрых молодцев, и красных девиц, без разделения по половому признаку. Недаром во многих сказках главным богатством мужчины считается мудрая жена. А после принятия христианства на Руси людям стали внушать, что девочек учить вообще не надо: это сосуд дьявола, исчадие сатаны и т.д. И концовку фразы переделали. Сколько веков должно было пройти с тех пор, чтобы девочки тоже смогли получать образование!
В обзорной статье я уже давала ссылочку на статью о первоначальном смысле русских народных сказок, например, о смысле сказки "Колобок". "Репка" тоже была изменена - нарушена связь поколений, Рода, девочка осталась без родителей.
Это тоже было сделано, чтобы подогнать сказку под христианские символы, в данном случае цифру 7 (репка + 6 героев сказки - итого 7 персонажей). Поэтому героев сказки сократили с 9-ти (символичное для славян число, помните, например, тридевятое царство?) до 7-ми.
Символы в этой сказке:
- Дед – мудрость: посадил, вырастил.
- Бабка – традиции, хозяйственность.
- Отец – защита и опора.
- Мать – Любовь и забота.
- Внучка – потомство.
- Жучка – достаток в Роду (сохраняет и оберегает достаток).
- Кошка – благостная обстановка (потому что она чувствует различные энергии).
- Мышка – благосостояние в хозяйстве (т.е. в доме излишки пищи и пр., выражение: "мышь повесилась" означает голод, бедность).
- Репка – сокровенная мудрость, достояние Рода.
Почему убрали именно мать и отца, а не любых других персонажей? Потому что для христиан защитой, опорой и любовью должны быть церковь и Христос (источник: http://ved-a.ucoz.ru/index/skazy/0-288).
И тем не менее, даже в таком виде, сказки очень важны.
Не отказывайте ребенку, если он в очередной раз просит прочитать ему одну и ту же сказку. Если ребенок постоянно просит ее читать, значит, что-то в ней созвучно его переживаниям или, наоборот, вызывает восхищение, желание подражать. И он пытается с ее помощью разобраться с какими-то конфликтными ситуациями, своими страхами, найти подсказку, проигрывает какую-то ситуацию, чтобы понять, принять ее, выработать программу действий или помечтать, пофантазировать.
Русские народные сказки - это универсальная тема для творчества. Она подходит и малышам (например, слепить колобка из пластилина или из соленого теста им будет вполне по силам), и даже взрослым (вспомните красивейшие картины известных художников со сказочными сюжетами).
В. М. Васнецов говорил об этом:
«Я всегда был убежден, что… в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа — внутренний и внешний — с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Давайте и мы с вами с помощью творчества побываем в волшебном мире древних образов русских народных сказок.
Тема для творческого конкурса "Волшебный мир сказок" в этом месяце - "Русские народные сказки".
Развивающие занятия и поделки по русским народным сказкам
(работы участников конкурса)
Работ по этому заданию было чуть меньше, чем по прошлому. Зато какие они интересные, необычные и творческие!
1. Юля (Generabilis) создала для дочки Кати целый съедобный спектакль по сказке "Теремок". Декорации из блина, актеры из сыра и блинчика с творогом. От такого интересного и вкусного спектакля ни один ребенок не откажется:
edimskaty.blogspot.ru/2013/03/blog-post_14.html
2. Женя Ясная с Димой из того, что было под руками, организовали домашний театр по сказке "Лиса и заяц" ("Заюшкина избушка"). В очередной раз показав, что отсутствие героев пальчикового или настольного театра совсем не повод, чтобы отказаться от сказочного представления:
boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/03/domashnii-teatr-lisa-i-zayatz.html
3. Маша и Даша Костюченко провели интересное насыщенное развивающее занятие по сказке "Лиса и дрозд": выкладывали изображения из конструкторов, лепили, считали, решали примеры, тренировали мелкую моторику, делали опыты с водой, повторяли эмоции, учились плести лапти и доить корову.
4. Нина сделала для мамы Анастасии драгоценное колечко из фольги, совсем такое, как в сказке «Волшебное кольцо». А хранится оно на хвосте у красавицы-змейки из той же сказки:
anoyza.ru/?p=325
5. Zalena с Димой воплотили сразу две сказки: "Три медведя" и "Гуси-лебеди". Декорации получились яркие, красочные, они слеплены из глины (мне особенно печка понравилась, совсем как настоящая), и сделаны из картона. А героев к сказке "Гуси-лебеди" Дима нарисовал сам:
zalena80.livejournal.com/67049.html
6. Мария сделала для Лизы очень полезную и интересную игру "Теремок". Игра имеет несколько разных по уровню сложности вариантов, развивает внимание, мышление, логику, счет, помогает закрепить понятия "справа", "слева", "сверху", "снизу".
7. Женя Ясная и Дима играли в сказку "Вершки и корешки". Сеяли репу (аккуратно рисовали точки в клеточках), вырастили (нарисовали) и поделили (разрезали бумагу, чтобы вершки и корешки были друг от друга отдельно), сеяли, выращивали и делили рожь, и даже обмолотили. А для примирения с медведем сделали большую репу (аппликация из ценников):
boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/10/igraem-v-skazku-vershki-i-koreshki.html
8. Анастасия Сеничева с Катей играли в сказку "Репка". Для этого подошли готовые персонажи сказки "Колобок", а репку и недостающего персонажа - мышку - Анастасия и Катя сделали своими руками. Причем у запасливой мышки в закромах имеются тканевые блоки с разным наполнением и фактурой для тактильных занятий:
tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_9769.html
Предлагаю посмотреть статьи о работах по сказкам других авторов.
© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Какая статья интересная!
Зеля, спасибо. Мне тоже очень интересна эта тема ;)
Как интересно вы о сказках сказываете! Интересные вещи, а такого даже и не знала. Только слышала, что они до нас не оригинальные дошли, а измененные.
Я обратила внимание на изменения, когда стала читать сказки дочке. В книгах было написано: "Русские народные сказки в обработке Афанасьева А.Н." или "в обработке Толстого Л.Н." А потом попалась информация о более ранних изменениях, что, наверное, судя по всей нашей истории, было предсказуемо.
А вы сами настоящие сказки без обработки читали? Я их читала. Считаю, что в том виде их читать детям нельзя. Откуда я их взяла? У меня подруга писала диссертацию по этому материалу, у нее были очень старые списки. Потому обработка авторов убрала только большие дрянные подробности. А вот изменение языка Кириллом и Мефодием и христианизация принесли много вреда.
Я бы очень хотела сама почитать сказки без обработки и оценить их своим взглядом. Вера, может, подскажете, где их можно найти?
Татьяна, я получила на е-мейл ответ от Веры (она ответила на е-мейл-уведомление о новом комментарии в этой теме):
"Не знаю. Мне их давали на листочках. Поверьте, это не читаемо. Это тоже сказки для взрослых."
Ну ладно.. Хотя, все читаемо, что написано. Просто не всем.
Статья очень интересная. Она умным родителям дает методику анализа сказок и способ сделать их правильными. Про конкурс тоже все хорошо.
Но "Волшебный мир сказок" заканчивается на необходимости описать все на собственном блоге ( а если блога нет, то что? участвовать нельзя?) и плате за участие в виде открытых ссылок.
Может быть, выгоднее вам привлекать всех к участию в конкурсе, в комментариях к нему и самым активным и победителям дать возможность разместить на вашем блоге свои открытые ссылки.
Конечно, на кнопочки соц. понажимаю, но в конкурсе с ребенком участвовать не будем.
Вера, пожалуйста, прочтите условия внимательнее.
Тем, у кого блога нет, я предложила прислать фото и описание работ мне на е-мейл ;)
Пересылку и себестоимость некоторых призов полностью оплачивают спонсоры, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы участники в обмен на это разместили ссылку на них. В отличие от спонсоров, материальных затрат это от участников не требует.
Т.к. это не конкурс для веб-мастеров, а детский конкурс, то выбирались призы, которые будут интересны и полезны и детям, и их родителям. А открытые ссылки в качестве приза будут интересны только владельцам блогов.
Уважаю право других людей не делать то, чего им не хочется, тем более, участие в конкурсах - дело добровольное! ;)
Спасибо за нажатие на кнопочки и за подсказку - добавила в правила постскриптум!
Вера, Юля уже написала, но мне захотелось вам ответить. Если нет своего блога, то есть возможность разместить ваш рассказ тут и это было оговорено в условиях.
По поводу ссылок. мне кажется, что если вы участвуете в конкурсе, получаете за него призы, то логично, что организатор вправе выставить свои условия проведения конкурса. если вы мне покажите хоть один конкурс без условий участия, я с удовольствием ознакомлюсь с ним.
И Юля права от вас кроме рассказа и ссылки на спонсоров и на организатора никто никаких затрат не требует. Тут все логично.
Вера, а почему Вы считаете, что те сказки, которые дошли до нас без обработки известных писателей - настоящие? Ведь они дошли уже в огромном количестве вариантов, причем похожие сюжеты были записаны в географически очень отдаленных друг от друга территориях. Да и записывать сказки начали сравнительно недавно со слов некоторых неграмотных людей, до этого сказки не записывались. Это все говорит о том, что до тех, кто делал их обработку (в основном это было уже в 19 веке, а с точки зрения истории человечества - почти недавно), они уже дошли не в первоначальном варианте.
Благодаря обработке эти сказки стало можно читать детям. Потому что пройдя через Средневековье (или возникнув именно в это время), многие сказки стали действительно ужасными, жестокими, полными бытовых недетских подробностей (особенно это касается сказок многих европейских народов, например, принц в сказке о спящей царевне ее не целовал, а насиловал; в некоторых русских сказках стало полно матерных слов и интимных сцен). И понятно, что в таком виде ни один нормальный современный человек не стал бы читать их детям.
Поэтому в том, что талантливые писатели их потом обработали, убрали, как Вы пишете, дрянные подробности, записали их понятным красивым литературным языком, я ничего плохого не вижу, я только жалею, что нет возможности познакомиться с этими сказками в их первоначальном виде.
Согласна с Вами, что Кирилл и Мефодий целенаправленно нанесли огромнейший вред и нашему языку, и народу.
Я вот пожалела, что познакомилась.
Вера, Вы внимательно читали?
Почему Вы думаете, что те сказки, что Вы читали, это первоначально придуманные варианты, а не варианты, дошедшие уже с ИЗМЕНЕНИЯМИ?
Каждый верит в то, что хочет. Если в Вашей реальности Ваши пра-пра-…-дедушки и бабушки были способны передать своим потомкам то, что Вы читали, то Вы правы и я с Вами не спорю.
В моей реальности мои предки обладали совсем другими способностями и знаниями ;)
Юлечка, потрясающая статья и тема новая. Я всегда поражюсь твоей способности вот так не просто рассказать о новой теме, а вникнуть в нее, сделать акцент на истории, на развитии! Ты просто супер!
И это мне говоришь ТЫ?!
Спасибо огромное, очень приятно :)
История древних славян - это тема, мимо которой я не могла пройти спокойно, ты же знаешь ;)
http://edimskaty.blogspot.ru/2013/03/blog-post_14.html терем теремок в любой обработке примите ?))))))))))
Юля, шикарная обработка!!! Очень понравилась! Спасибо за участие в проекте!
Юля, принимай наш спонтанный театр по сказке. Надеюсь подойдет. http://boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/03/domashnii-teatr-lisa-i-zayatz.html
Конечно, подойдет! Очень хороший театр, режиссер-постановщик очень понравился ;) Спасибо за участие в проекте!
Юля, спасибо за статью. Про колобка особенно понравилось... я и не заметила, что там нет мамы и папы)))) Думала - внучка приехала к бабушке с дедушкой погостить! )))) Ну, я современный человек. А вы открыли мне глаза. Огромное спасибо за статью.
В конкурсе скорее всего приму участие, т.к. считаю себя блогером - поделочником.
К тому же у дочки в саду ставится спектакль по сказкам Пушкина, ну а родители, ос своей стороны, должны сделать поделку на эту тему.
Вот сделаю и в Вашем конкурсе поучаствую.
Всегда пожалуйста!
Мне очень интересна эта тема, а по понятным причинам долгие годы о существовании этой информации мало кто догадывался.
Буду ждать Вашу работу! )))
Юлечка, лови http://earlystudy.ru/tematicheskie-zanyatiya-2/skazki/tematicheskoe-zanyatie-lisa-i-drozd
Машенька, спасибо! Люблю твои "фирменные" занятия! Столько полезного и интересного!
Спасибо, за конкурс! Волшебное колечко http://anoyza.ru/?p=325
Ура!!! Еще участники, а то в этом месяце что-то работ мало :) Чудесная змейка, и красивая, и полезная - удобный сувенир для хранения колец! И к фольге я неравнодушна, поэтому очень понравилось ваше золотое колечко!
Привет!
Наши сказки здесь http://zalena80.livejournal.com/67049.html
Привет! Как хорошо! Очень понравились ваши сказки, спасибо! А декорации, а герои! Красота!
Юля, мы немного припозднились, но все таки успели. Возьмете нас в компанию? http://manunae.ru/?p=2100
Конечно, возьму с большой радостью! Замечательная работа! А т.к. ближайший розыгрыш через месяц, то и сейчас, и в апреле я продолжаю принимать работы и за февраль, и за март (даже если пост по итогам задания уже к тому времени выйдет, я добавлю в него новые работы). Поэтому не только успели, но еще даже месяц в запасе есть )))
Моя поделка по сказкам Пушкина "Лукоморье": http://ymorozik.ru/podelka-po-pushkinu/
Красота!!! А труда сколько! Спасибо за чудесную работу!
Пожалуйста. Юля, и Вам спасибо за конкурс.
Юля, я правильно поняла, что я и сейчас могу добавить работу сюда?
Правильно. И я ее включу в ближайший розыгрыш :)
Юля, вот еще одна наша сказка http://boltayanozhkami.blogspot.ru/2013/10/igraem-v-skazku-vershki-i-koreshki.html
Репка и мышка) Раз уж делаем, то по порядку все задания. Дочке очень нравится, репку и дергаем и кормим живность
http://tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_9769.html
Какая хорошая репка! И живность (мышка) с фактурой для тактильных занятий очень понравилась, спасибо большое за участие в проекте!