Немного о Чуковском. Развивающие занятия и поделки по сказкам К. И. Чуковского.
О Корнее Чуковском
Наверное, в нашей стране найдется не так много взрослых, которые бы не знали продолжение строк:
- - Кто говорит? - Слон. - Откуда?...
- Ох, нелегкая эта работа...
- Маленькие дети, ни за что на свете...
- Ехали медведи...
- Муха, Муха-Цокотуха...
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Корнейчуков) - один из любимых детских писателей. На его произведениях выросли родители, бабушки и дедушки современных детей.
Произведения Корнея Ивановича написаны в особом ритме, они динамичны, легко запоминаются малышами. Этот особый ритм в его произведениях - не случайное совпадение или везение, а результат кропотливой работы: педагогических, психологических и филологических исследований и наблюдений за особенностями восприятия слов детьми, их речью. Некоторые результаты этих исследований он записал в книге «От двух до пяти».
Поэтому его произведения для детей - это результат не только особого таланта, но и огромного труда, обширных знаний.
Например, бессмысленные на первый взгляд повторяющиеся звукоподражания не только выражают эмоциональность текста, но и являются очень модными сейчас чистоговорками («дзынь-ля-ля! дзынь-ля-ля!», «куд-куда! куд-куда!», «чики-рики-чик-чирик», «динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень» и т.д.)
Не все знают, что Корней Иванович был также литературным критиком, переводчиком (английский язык он выучил самостоятельно). Он перевел "Тома Сойера", "Принца и нищего" М. Твена, сказки Р. Киплинга, новеллы О. Генри, рассказы А. Конан-Дойля, пьесы О. Уайльда, английский фольклор и многое другое.
Страшные и жестокие моменты в сказках Чуковского
Есть мнение, что не стоит читать маленьким детям сказки Чуковского из-за того, что в них присутствуют жестокие сцены, которые могут вызвать страх у малыша.
Я сама их пропускала, когда читала "Муху-Цокотуху" или "Тараканище" совсем маленькой дочке. Постепенно я стала их читать, но без выражения, стараясь не нагнетать на ребенка страх голосом или мимикой. Позже я стала читать весь текст, как обычно, с выражением.
Особо впечатлившие меня в детстве события я помню начиная с двухлетнего возраста. Сцен из сказок Чуковского в них нет, хотя у нас были сборники его сказок, мне читали их регулярно и в полном объеме. А стихотворения "Мойдодыр" и "Телефон" я любила настолько, что просила бабушку перечитывать их бесчисленное количество раз. По словам бабушки, я в два года их знала наизусть, рассказывала, по-детски коверкая слова: "Бозе-бозе, сьто слусилось..."
Чуковский специально изучал и исследовал не только все, что связано с детской речью, но и детскую психологию, проблему детских страхов. Сам он считал, что у детей совершенно другое восприятие, сильно отличающееся от взрослого. Полностью отгородиться от всего опасного и страшного невозможно, но можно научиться преодолевать страх и возвращать присущий малышам природный оптимизм. А его сказки помогают детям научиться побеждать страх, научиться сочувствовать, сопереживать другим, не быть жестокими, уметь радоваться за других. Что в его произведениях переживания в конце всегда вознаграждаются весельем и прощением обид.
Помогают ли научиться этому гораздо худшие по воздействию на неокрепшую детскую психику постоянно повторяющиеся неоправданные агрессия, жестокость и другой негатив с экранов телевизоров, которые в наше время во многих домах включены почти все время? С мониторов компьютеров, где на многих сайтах с материалами для детей мигают, привлекая внимание, баннеры, жуткие даже для взрослых? Вопросы, ответы на которые очевидны.
Конечно, каждая мама знает своего ребенка лучше, поэтому имеет право поступать так, как считает правильным. Ничего страшного не произойдет, если ребенок познакомится с некоторыми известными детскими произведениями Чуковского попозже, когда будет готов к этому психологически.
В. Чижиков. Чуковский с героями своих книг
Тема задания конкурса "Волшебный мир сказок" в мае - "Сказки К. И. Чуковского"
Развивающие занятия и поделки по сказкам К. И. Чуковского (работы участников конкурса)
- Татьяна с Лизой (блог «Творческая мастерская «КЕНГУРУ») провели тематическое занятие "Муха-Цокотуха". Сделали самовар и посуду для чаепития, насекомых, вспомнили их привычки, провели физкультминутку, узнали в подробностях, как пчела делает мед и поиграли в сказку:
kengurudetyam.blogspot.com/2013/05/TZ-muha-zokotuha.html - Алина с Сережей (блог «наши не серые будни!») провели развивающее занятие по сказке «Доктор Айболит». Играли в больницу, разбирались в специализации врачей, кто лечит людей, а кто животных, играли в то, как Айболит добирался к своим больным, помогали ему их лечить, пришивать зайчику новые ножки, делали микстуру по рецепту, смешивали разноцветные лекарства для лягушки. Сделали Айболита, Бармалея, персонажа Тяни-толкай, больных обезьянок из контейнеров от киндеров, путешествовали по Африке с помощью карточек и сшитого географического пазла, делали различные растворы и т.д.:
mamaseregika.blogspot.ru/2013/05/blog-post_15.html
- Мария с Соней (блог "Школа развития на дому "Баниласка") провели тематическое занятие по сказке "Мойдодыр". Самодельный Мойдодыр читал стихотворения, задавал вопросы и загадки. А Соня отмывала "грязную" куклу, определяла, что лишнее, делала пальчиковую гимнастику, тренировала ловкость, играла в игру "разбери белье", делала поделки - друзей Мойдодыра и т.д.
- Маша и Даша Костюченко сделали самое настоящее Чудо-дерево по одноименному произведению. Аппликация с деревом украшена чудесами: тапочками, сапожками, носочками и босоножками.
- Мария с Лизой и Настей провели тематический день по произведению К.И.Чуковского «Чудо-дерево». Делали аппликацию «Чудо-дерево», обувь делили на группы (сапоги, туфли, валенки, тапочки, кеды) и по сезонам. Играли в магазин и обували игрушки. Рисовали носочки с помощью трафарета и раскрашивали их, а затем прикладывали к картинкам с людьми и животными, подбирая по размеру. Делали зарядку для ножек, учились зашнуровывать башмачки и завязывать шнурки.
- Ксения, Глеб и Марк занимались ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) по теме "Айболит и поезд времени". Они слепили Айболита, домик и дерево построили из конструктора. Угадывали слово, связанное с лечением, с помощью вопросов, на которые можно ответить “да” или “нет” и которые относятся к определенному свойству предмета. Искали плохие и хорошие стороны в болезнях, играли в игру живое-неживое, путешествовали на поезде времени, догадывались, что есть сейчас чего не было в прошлом, придумывали усовершенствованные предметы и как сделать, чтобы люди вообще не болели.
- Алина с Сережей (блог "наши не серые будни") провели тематическое занятие "Муха-Цокотуха". Играли с сенсорной мисочкой, считали и сортировали монеты, лепили муху по образцу, устроили чаепитие для тараканов и букашек (со счетом и карточками), изучали букву "ц" и насекомых (измеряли их и записывали). В занятии также участвовали поделки: муха, самовар и пальчиковые насекомые:
mamaseregika.blogspot.ru/2013/05/blog-post_30.html
- Анастасия с Ниной (блог "anoyza.ru") по произведению "Федорино горе" сделали незаменимую для игры во дворе в песочнице или на даче игрушечную металлическую сковородку из бросового материала:
anoyza.ru/?p=385
- Анастасия Сеничева с Катей (блог "Тень полосатого кота") занимались по сказке "Муха-цокотуха": играли, изучали геометрические фигуры, сделали муху из спичечного коробка, паука, паутину-шнуровку и аппликацию с самоваром:
tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_15.html
А эту поделку в технике оригами с названием "Краденое солнце. Битва медведя и крокодила за солнышко" Рома (7 лет) и его мама Дарья из г. Читы Забайкальского края прислали на "Летний творческий конкурс" (статьи обо всех конкурсах - в рубрике "Конкурсы и новости").
Предлагаю посмотреть статьи о работах по сказкам других авторов.
© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Класс!Мы уже давно Чуковского не читали. Увлеклись, так сказать, познавательной взрослой литературой. А Вообще начали читать его сказки месяцев с 4. просто я читала, а Лизка лежала и чего-то рассматривала. Потом она выучила наизусть Телефон. Ей было где-то 2,5 года,и во дворе в разговоре с девочками, которые года на 4 старше ее, она сказала: Девочки, у меня зазвонил телефон"-Девочки переглянулись ничего не понимая. _ "Девочки, кто говрит?"- Девочки в недоумении. Лиза :"Девочки, Слон!". ))) Такая история. пошла придумывать задания, пока Лизы нет дома)))
Умничка Лиза! В этом и состоит особенность стихов Чуковского: даже совсем малыши их легко запоминают! А описанная ситуация грустная.
Понятно, что невозможно прочесть ребенку все детские произведения, но так хочется не упустить хотя бы самого основного и самого интересного. Для этого я и затеяла этот проект. Ведь сейчас для этого столько возможностей! Столько детских книг и журналов доступны бесплатно в электронном виде, столько аудио-книг! Аудио - очень удобный формат для занятых мам.
Возможностей много, это точно, но вот аудио -книги не люлю. Вернее считаю, что их использование оправдано в определнных ситуациях. например, в дороге, когда читать не очень получается. Но вот дома, мое твердое убеждение, мамам или папам необходимо читать самим. Взять хотя бы традицию читать сказку на ночь ребенку. У меня в семье, когда родилась младшая сестра (разница у нас 9 лет), мама сказала, что читать сказки ей буду я. И это, на мой взгляд, не совсем верное решение. Мы у себя в семье осознанно ввели эту традицию. И Лиза очень любит эти моменты. За день у меня может быть мало времени, чтобы уделить ей должное внимание. а здесь есть 10-15 минут, когда я принадлежу только ей, лежу рядом с ней, обнимая, читаю для нее. Теперь без сказки мы не засыпаем.))) Ну и благодаря вашему сайту,Юлия , и сайту Марии мы теперь хотя бы раз в неделю еще в сказки и играем, уже без этого никак. )))
Полностью согласна с необходимостью традиции чтения на ночь мамой, подписываюсь под каждым словом.
Но в выходные или другое время, когда мама занята (например, у меня очень много времени уходит на подготовку к занятиям) можно включать ребенку аудио-книги, аудио-энциклопедии и т.д. Я недавно нашла в интернете в формате mp3 сказку-спектакль, которая у меня была в детстве на пластинке, мы с дочкой вместе с большим интересом ее слушали (правда, я в это время еще кое-какие дела делала) :)
Хорошая тема, Чуковский - замечательный детский писатель. Без его произведений не прошло ни одного детства наверное. Лиза полюбила сказку "Тараканище", наверное что-нибудь такое и придумаем.
В "Тараканище" много интересных сюжетов и персонажей, думаю, у вас хорошо получится :)
Тема замечательная. Я сказки Чуковского очень люблю и не понимаю, когда кто-то обвиняет их в излишней "кровожадности". Дети, действительно, видят их по-другому. Да и с "кровожадностью" народных сказок они не сравнятся. А никто ведь не призывает не знакомить ребенка с русскими или французскими народными сказками.
И спасибо, Юля, за такую чудесную статью - очень интересно написано! Хочу только добавить, что Чуковский не только детский писатель и прекрасный литературовед. Но и очень интересный мемуарист. В свое время я зачитывалась его дневниками, в которых отражена целая эпоха.
Надеюсь, что в этот раз мы вовремя успеем что-нибудь сделать :)
Таня, спасибо за дополнение!
И насчет кровожадности в сказках согласна с тобой.
Жду ваши работы! :)
вот наше занятие по "Мухе-Цокотухе"http://kengurudetyam.blogspot.com/2013/05/TZ-muha-zokotuha.html#more
Прекрасные поделки и интересное занятие! Большое спасибо за участие в проекте!
мы поиграли в ДОКТОРА АЙБОЛИТА http://mamaseregika.blogspot.ru/2013/05/blog-post_15.html
Как вы в него хорошо поиграли! И занятие очень интересное, и поделки творческие и необычные! Спасибо большое за участие в проекте!
http://banilaskaschool.blogspot.ru/ Мы играли по сказке Мойдодыр,прошу заглянуть и оценить,что у нас получилось!
Мария, здравствуйте! По поводу Вашего вопроса на мой е-мейл:
----------------------------------
Добрый день! А почему мою работу выкинули из комментариев, я что- то не так сделала?
----------------------------------
Мария, не обижайтесь, комментарии, содержащие ссылки, проходят ручную модерацию администратора сайта из-за огромного количества поступающего спама, в том числе содержащего не предназначенные для детей тексты и ссылки.
Ваш комментарий никто не выбрасывал, он ждал, пока у меня закончится рабочий день и будет возможность включить компьютер, чтобы его одобрить :)
Большое вам спасибо за интерес к проекту! Обязательно сегодня зайду к Вам в гости, уверена, что у вас получилась замечательная игра по этой сказке! :)
Юля, вот наше чудо-дерево
http://earlystudy.ru/tvorchestvo-2/applikatsiya/chudo-derevo
Машенька, спасибо большое! Настоящее чудо-дерево! :)
Юля, а у нас тоже Чудо-дерево http://manunae.ru/?p=2313
Большое спасибо! Замечательное чудо-дерево, столько полезных игр и заданий!
А мне не кажется что у Чуковского есть особенно жестокие сказки. 7 козлят в этом плане куда более кровожадные. Но даже такие сказки должны быть в жизни ребенка , абсолютно позитивные и причесанные сюжеты, наподобие диснеевских, еще хуже для развития ребенка.
А в конкурсе хотим поучаствовать! Мы недавно играли в Айболита http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/triz/triz-igryi.html, можно этой работой поделится с вами?
Ксения, полностью с Вами согласна. К тому же, если все время держать ребенка в тепличных условиях, ему потом тяжелее будет жить в реальном мире.
Буду очень рада, если Вы поделитесь этой работой, у вас с мальчиками очень полезные и интересные игры! Только добавьте, пожалуйста, ссылочки.
К вам еще и муха ЦОКОТУХА летит)
http://mamaseregika.blogspot.ru/2013/05/blog-post_30.html
долетела?))))
Большое спасибо! Ваша золотая рыбка к нам доплыла благополучно, теперь будем муху ловить ;)
А нам "Федорино горе" нравится)) http://anoyza.ru/?p=385
Нам тоже ;)
Большое спасибо за участие в проекте! Обязательно в ближайшие дни добавлю вашу работу в статью с результатами этого задания, а пока пойду посмотрю саму работу! ))
Юля, сколько интересных работ!!! Спасибо тебе за чудесный проект и за вдохновение!
Работы, действительно, одна лучше другой!
И тебе спасибо!
Юля, все провели в основном тематические задания. Действительно Чуковский настоящий педагог. Ничего придумывать не надо, все игры есть в его стихах.
:) Да, в этот раз преобладают тематические занятия. У Маши с Дашей поделка только потому, что они уже несколько занятий по этой теме провели.
Какие замечательные работы!! какие у нас творческие люди. Молодцы!
Согласна с Вами!
А какие замечательные талантливые детки! :)
Приглашаю посмотреть наше занятие)
http://tabbysshadow.blogspot.ru/2014/01/blog-post_15.html
Спасибо большое, с удовольствием принимаю приглашение! )